Современные пути оздоровления должников

Автор: | 04.12.2017

Сообщение на педагогический совет

«Современные пути оздоровления дошкольников» 

Воспитатель: Темнова Л.И

 

Рост числа заболеваний органов дыхания, пищеварения, зрения, нервной и сердечно-сосудистой систем среди детей связан с экологическими, социальными и наследственными фактора.

Решение проблемы снижения общей заболеваемости возможно при правильной организации воспитательной и оздоровительной работы, проведении неотложных мер по профилактике отклонений в состоянии здоровья детей.

Главная задача персонала дошкольных учреждений и родителей— выработать у детей разумное отношение к своему организму, привить необходимые санитарно-гигиенические навыки, научить вести здоровый образ жизни с раннего детства. Каждый ребенок должен понимать, как важно с детства избегать факторы риска для здоровья, выбрать стиль поведения, не наносящий ущерба физическому и психическому состоянию. Снижению риска развитии хронических заболеваний способствует и изменение образа жизни родителей (отказ от курения и алкоголя, употребление здоровой пищи, обогащенной витаминами, увеличение физической активности, общение с природой)..

Программа сохранения и укрепления здоровья детей дошкольных   учреждений базируется на нескольких основных принципах:

повышение знаний о состоянии своего здоровья и всего коллектива ДОУ, формирование активной позиции

по сохранению и восстановлению здоровья;

  • выяснение причин нарушения здоровья и проведение санитарно-гигиенических мероприятий, медицинских, педагогических и социальных мер направленных на коррекцию факторов риска, на предупреждение заболеваний;
  • учет эколого-гигиенических факторов природной и микросоциальной  среды обитания, влияющих на здоровье детей;
  • организация периода адаптации к  ДОУ, щадящего режима за счет сокращенного дня, увеличения времени пребывания на открытом воздухе в форме активных игр, использование общеукрепляющих средств;

санация  хронических очагов инфекции детей и членов их семей, профилактика инфекционных заболеваний, сбалансированное питание, обогащенное природными витаминными комплексами добавками (соки, коктейли из овощей, ягод и фруктов, овощные криопорошки, фитопрепараты);

  • использование немедикаментозных методов профилактики ( оптимизация условий воспитания и обучения, питания, физического воспитания, формирование навыков здорового образа жизни, применение фито- и аэрофитотерапии, природных препаратов, улучшающих обмен веществ);
  • профилактические мероприятия в период сезонного повышения острой заболеваемости ( кварцевание помещений раз в день, ежедневная влажная уборка с применением дезинфицирующих средств, индивидуальная профилактика );
  • организация летнего оздоровительного отдыха с максимальным пребыванием на улице и использованием природных источников здоровья в загородных условиях (открытые водоемы, разнообразные циклические упражнения в облегченной одежде в оптимальном двигательном режиме и др.);

организация оздоровительной работы в местных реабилитационных группах, профильных учреждениях и центрах, что позволяет   охватить максимальное число детей, нуждающихся в оздоровительных мероприятиях, и делает работу намного эффективней.

Правильная организация воспитательно-образовательной и оздоровительной работы предусматривает строгое соблюдение возрастного режима занятий, построение занятий с учетом динамики работоспособности детей, рациональное использование наглядных пособий, обязательное выполнение гигиенических и санитарных требований, предъявляемых к помещения образовательных учреждений (режимы световой, звуковой и воздушный, цветовое оформление).

Среди множества факторов, оказывающих  влияние на рост, развитие и состояние здоровья ребенка, движениям принадлежит едва ли не основная роль.  От степени физической  активности  во многом зависят развитие двигательных навыков, успешность усвоения информации, память, восприятие эмоции и мышление. Применительно к детям особенно убедительно звучат слова французского врача Ж. Тиссо, сказанные им почти 200 лет назад: Движение  таковое  может по своему действию заменить любое средство, но все лечебные средства мира не  могут заменить действия движения.

При организации двигательной активности (ДА) детей. включая и занятия по физическому воспитанию, должны преобладать циклические, прежде всего беговые (скорость 1,0—!,2 м/сек.), упражнения во всех видах ДА для тренировки и совершенствования общей выносливости— наиболее ценного оздоровительного  мою качества. Поддерживает интерес к занятиям частая смена упражнений при многократной повторяемости и высокой моторной плотности (не менее 80%). Способствуют оздоровлению детей подвижные игры, организованные во время физкультурных занятий и прогулок на улице. Дети заинтересованно относятся к выполнению упражнений благодаря музыкальному сопровождению, эстетическому выполнению движений, достижению мышечного расслабления как необходимого компонента большинства музыкальных занятий и занятий по физической культуре.

для детей важно иметь хорошо развитую систему терморегуляции, позволяющую поддерживать постоянство температуры внутренней среды организма независимо от изменений в окружающей среде. Именно  поэтому детей следует приучать не просто к низкой температуре, а к ее перепадам, попеременно  воздействуя  то теплом, то холодом, Принципы реализации системы эффективного закаливания сводятся к использованию контрастных воздушных и водных ванн и контрастного душа Именно эти методы способствуют развитию и совершенствованию системы физической терморегуляции в течение всей жизни, начиная с раннего возраста. Способствуют закаливанию циклические упражнения на открытом воздухе, хождение босиком, адекватная температурному режиму одежда детей. Ребенок, находящийся на открытом воздухе  и не двигающийся какое-то время, должен быть одет так, чтобы испытывать ощущения зябкости. Температура воздуха в помещениях для детей до школьного возраста — 18—20’С в зависимости от большей или меньшей ДА детей (изменяется в обратном соотношении). Плавание в бассейне также способствует закаливанию при использовании контрастного душа до плавания и после окончания занятия. Анализ заболеваемости  563 дошкольников 3—б лет, получавших контрастные воздушные и водные процедуры, выявил снижение острых  респираторных заболеваний за год на 29,7—54,2%.

Комплексное оздоровление детей, часто болеющих ОРЗ

Дети, часто болеющие ОРЗ, с функциональными  нервно-психическими отклонениями, с повышенной реактивностью нервной системы не обладают достаточной устойчивостью к изменяющимся воздействиям среды. Основой работы с этими детьми является щадящий оздоровительный режим:

  • создание благоприятного эмоционально-психологического микроклимата (доброжелательная форма общения детей и взрослых, создание условий для уединения ребенка с любимой игрушкой, книгой);
  • увеличение — с учетом индивидуальных особенностей — продолжительности дневного сна (укладывание  таких  детей первыми и подъем последними) в спокойной обстановке
  • строгое соблюдение общего режима со своевременной сменой различных видов деятельности и  чередованием их с отдыхом, с использованием спокойных и подвижных игр в течение дня;
  • в летний период года обеспечение максимального пребывания детей на воздухе с  достаточной ДА и обогащением  новыми умениями и навыками. В режиме дня рекомендуется использовать  физические  нагрузки различной интенсивности. Нагрузки большой интенсивности должны занимать 10—15% от всего времени двигательной деятельности детей. При этом частота сердечных сокращений (ЧСС) достигает уровня 150—170 ударов в минуту. Это может быть при организации подвижных игр, беговых упражнений, подскоков и т.п.  Все физические упражнения проводятся в основном в режиме средней интенсивности. При этом для детей 3—4 лет ЧСС составляет 130—140 ударов в минуту, для 5—7-летних — 140—150 ударов. В первой половине дня рекомендуется шире использовать подвижные игры, элементы спортивных игр, пешеходные прогулки, экскурсии. В летнее время года утренняя гимнастика должна проводиться на свежем воздухе и включать помимо общеразвивающих движений медленный бег в течение З минут. Рекомендуются прогулки по маршруту и экскурсии для старших детей 1—2 раза в неделю продолжительностью не более 30—40 минут. Длина пути идя детей 4—5 лет — не более1,5 км; для детей 6—7 лет — не более 1,5—2 км в один конец. После каждых 10—15 минут  пути следует устраивать остановки для отдыха продолжительностью 5 минут, а на конечном пункте — привал на 20—ЗО минут. На активную двигательную деятельность детей должно отводиться не менее 3,5—4 часов в день. Общая суточная ДА для детей 4 лет составляет 12 000—13 000 локомоций, 5 лет — 14 000—15 000, 6 лет — 15 000—16 000 локомоций.  ДА при организованных формах

деятельности должна составлять 45—50%, т.е. 8000—9000 локомоций.

Воздух — самый доступный закаливающий фактор. Одежда во время прогулки

меняется в зависимости от погодных условий, а также времени дня, вида деятельности и индивидуальных  особенностей детей.

Первые две—три недели (период адаптации), особенно в загородных условиях, дети должны одеваться теплее. По мере привыкания к этим условиям для поддержания эффекта от специальных закаливающих процедур одежда обычно облегчается.

При наличии чистого травяного покрытия или гладкого грунта дети могут принимать воздушные ванны и играть в подвижные игры босиком, что не только  оказывает существенный закаливающий эффект, но и является профилактикой плоскостопия.

Для хождения босиком на каждой прогулочной площадке следует оборудовать специальную дорожку. Она может  состоят  из нескольких ящиков размером 50х80 ем, глубиной 8—10 ем. Ящики, заглубленные в грунт вплотную друг к другу, заполняют различными материалами — песком, мелкой галькой, керамзитом, камешками. Чтобы повысить эффект закаливания в теплые дни (22° С и выше), дорожку поливают водой, для чего рядом с  ней устраивают фонтанчики.

В заключение  можно сказать: все  подходы к оздоровлению детей оказались обоснованными, но, по нашим данным, наиболее эффективным является применение комплекса мер, включающих   как обязательный компонент систематическое контрастное воздушное и водное закаливание с доведением разницы температуры до 12-15С, длительные двигательные, преимущественно циклические, нагрузки умеренной интенсивности, приводящие к устойчивому поддержанию аэробного обмена вещества и  выполнение психогигиенических норм.   Все остальные способы  являются  вспомогательными   и  должны быть ( встроены) в систему обучения ребенка  физической культуре. Главное навыки  занятий физической культурой и закаливания в температурно-контрастной среде должны быть привиты в детском  возрасте и стать  со  временем  потребностью в здоровом  образе жизни.