663800, Российская Федерации, Красноярский край, Иланский район, г. Иланский, пер. Пионерский, 1
Поиск
Close this search box.

Современные формы вовлечения родителей в образовательный процесс

Семья — основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. … Генеалогическое определение семьи представляет её как совокупность людей, связанных кровным родством или свойством. Семья – это уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, эмоционального тыла, поддержку, безусловно бесценного принятия. Сегодня инновационная деятельность в образовании сосредоточена на обновлении форм взаимодействия образовательных учреждений с семьей. Ведь за последнее время изменились не только дети, но и их родители. Новое поколение родителей является носителем современной коммуникации, все активнее осваивает ее новые средства, ведет современный образ жизни и при этом нуждается в сопровождении и поддержке, а также в сотрудничестве и взаимодействии.

Что же подразумевают под собой эти понятия?

Сопровождение – это комплексный метод, в основе которого лежит единство взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого.

Поддержка – помощь, содействие.

Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие — предоставляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей является неотъемлемым требованием к взаимодействию детского сада и семьи.

В соответствии с ФГОС ДО, учреждение обязано:

  • Информировать родителей (законных представителей) и общественность относительно целей дошкольного образования;
  • Обеспечить открытость дошкольного образования;
  • Создавать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности;
  • Поддерживать родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья; обеспечить вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи;
  • Создавать условия для взрослых по поиску, использованию материалов, обеспечивающих реализацию программы, в том числе в информационной среде, а также обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией программы.

Сегодня существует несколько критериев для определения степени участия родителей в образовательном процессе. К ним относятся: активное присутствие родителей на групповых мероприятиях, посещение родительских собраний и консультаций; присутствие родителей на детских праздниках; участие родителей в подготовке и проведении экскурсий; совместное участие в тематических занятиях; участие в выставках; совместный выпуск журналов и книг; посещение дня открытых дверей; участие в мастер-классах для родителей и детей; детско-родительских проектах, участие в спортивных праздниках и т. д.

Родительские собрания – это действенная форма общения воспитателей с родителями. Именно на собраниях у воспитателя есть возможность организованно ознакомить родителей с задачами, содержанием, методами воспитания детей дошкольного возраста в условиях детского сада и семьи.

Присутствие родителей на детских праздниках. Праздник в детском саду наглядно демонстрирует родителям, чему научился ребенок в саду.  Кроме того, это возможность для родителей получить представление о том, какие у ребенка взаимоотношения с коллективом и с другими детьми. В-третьих, праздник в детском саду позволяет родителям сравнить навыки своего ребенка с умениями сверстников, и, возможно, выделить какие-то проблемные моменты, над которыми стоит поработать дома. Помимо этого, родители могут оценить поведение ребенка в коллективе: насколько он общителен, не стесняется ли он, и достаточно ли он дисциплинирован.

Участие  в выставках, способствует привлечению родителей к активному сотрудничеству в совместном  творчестве с детьми.

Посещение дня открытых дверей позволяет родителям (законным представителям) познакомиться с условиями воспитания, обучения и развития детей.

Мастер–классы для родителей — одна из наиболее эффективных форм работы с семьёй, которая позволяет реализовать потребность в установлении взаимопонимания между педагогами и родителями, обмениваться знаниями, опытом

и т. д.

Взаимодействие между субъектами образовательного процесса (педагоги-дети-родители) значительно обогащает и расширяет образовательную и воспитательную среду ДОО. Важно отметить, что как в среде педагогов, так и в среде родителей крепнет понимание необходимости организовывать взаимодействие семьи и образовательного учреждения в интересах ребенка. В связи с этим инновационная деятельность сегодня сосредоточена на обновлении форм взаимодействия с семьей.

Дата обновления страницы: 24.10.2022

Сведения об образовательной организации

Телефон доверия для детей, подростков и их родителей 88002000122