Педагогический совет
«Предметно-развивающая среда ДОУ в соответствии с ФГТ»
Подготовила воспитатель:
Лакиза Юлия Евгеньевна
2012
Цели:
- Определить понятие «предметно-развивающая среда», элементы, принципы построения, особенности;
- активизировать действия воспитателей по проектированию предметной среды ДОУ для обеспечения разнообразной деятельности детей и повышения уровня их познавательного, социального и физического развития.
Вступительное слово заведующей:
На развитие ребенка в значительной степени оказывают влияние наследственность, среда и воспитание. Среда – это окружающее человека пространство, зона непосредственной активности индивида, его развития и действия. Известно, что именно этот фактор может или тормозить развитие ребенка, или стимулировать его развитие. Возможен и нейтральный вариант воздействия среды, когда она и не тормозит и не стимулирует развитие ребенка. Все это необходимо учитывать при создании обстановки в детском дошкольном учреждении.
В последнее время появилось понятие «предметно-развивающая среда». А что это? (ответы воспитателей).
«Развивающая предметная среда – это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребенка» (С.Л. Новоселова).
Практическая часть.
- Педагогический сундучок: особенности предметно-развивающей среды.
В сундучке находятся особенности предметно-развивающей среды. Каждая группа берет из сундучка один вопрос и отвечает на него, остальные помогают.
Вопросы:
— Назовите, основные элементы предметной среды. (Архитектурно-ландшафтные и природно-экологические объекты.)
— От чего, зависит предметно-развивающая среда в группе? (От возраста, уровня развития ребенка, содержания воспитания, опыта деятельности, типа образовательного учреждения.)
— Почему, среда называется развивающей? (Среда должна создавать условия для творческой деятельности каждого ребенка, обеспечивать зону ближайшего развития и его перспективу, развивать все потенциальные возможности каждого ребенка.)
— Перечислите, основные принципы предметно-развивающей среды. (Комфортность и безопасность, эстетичность, обеспечение самостоятельности и свободы выбора, богатства сенсорных впечатлений, возможности для исследования, принцип функциональности, опережающего развития, динамичности-статичности среды.)
— Перечислите, основные центры в группах. (Игровой, природный, двигательный, познавательного развития, продуктивный, музыкально-театральный).
— Как вы считаете, нужно ли размещать уголки в приемной и туалетной комнатах и почему?
— Какие цвета сочетаются со всеми? (Белый, серый, черный).
— Средствами наглядности служат?…(натуральные объекты: растения, животные, природные и производственные объекты, труд людей и самих учащихся; объемные наглядные пособия: модели, макеты, муляжи, гербарии;
изобразительные средства обучения: картины, фотографии, рисунки, диафильмы; символические наглядные пособия: карты, схемы, таблицы, чертежи; аудиовизуальные средства: кинофильмы, магнитофонные записи, телевизионные передачи, компьютерная техника; самостоятельно изготовленные «опорные сигналы» в виде конспектов, схем, таблиц, зарисовок и т.д.)
— Назовите принципы построения развивающей среды в условиях ДОУ. (ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ, ТРАНСФОРМИРУЕМОСТЬ, ВАРИАТИВНОСТЬ, и др.)
Мы перечислили особенности развивающей предметной среды в целом. Выстраивая развивающую среду, воспитатель всегда должен помнить, «… какую громадную, ни с чем не сравнимую роль играет в воспитании детей обстановка, среди которой они живут…» (Е.И. Тихеева)
- Особенности оборудования педагогического процесса.
В представленных проектах воспитатели предприняли попытку описать предметно-развивающую среду детского сада. (Воспитатели защищают свои проекты.)
Аналитическая часть.
- Итоги тематического контроля.
- Итоги презентации предметно-развивающей среды.
- Отчеты воспитателей «Совместная работа педагогов и родителей по совершенствованию предметно-развивающей среды».
Заключение.
На этом педсовете мы постарались обратить ваше внимание на наиболее значимые моменты, которые необходимо учитывать при организации предметной среды в дошкольном учреждении. Желаем вам творчества в этом направлении.