Сообщение на педагогический совет
«Современные пути оздоровления дошкольников»
Воспитатель: Темнова Л.И
Рост числа заболеваний органов дыхания, пищеварения, зрения, нервной и сердечно-сосудистой систем среди детей связан с экологическими, социальными и наследственными фактора.
Решение проблемы снижения общей заболеваемости возможно при правильной организации воспитательной и оздоровительной работы, проведении неотложных мер по профилактике отклонений в состоянии здоровья детей.
Главная задача персонала дошкольных учреждений и родителей— выработать у детей разумное отношение к своему организму, привить необходимые санитарно-гигиенические навыки, научить вести здоровый образ жизни с раннего детства. Каждый ребенок должен понимать, как важно с детства избегать факторы риска для здоровья, выбрать стиль поведения, не наносящий ущерба физическому и психическому состоянию. Снижению риска развитии хронических заболеваний способствует и изменение образа жизни родителей (отказ от курения и алкоголя, употребление здоровой пищи, обогащенной витаминами, увеличение физической активности, общение с природой)..
Программа сохранения и укрепления здоровья детей дошкольных учреждений базируется на нескольких основных принципах:
повышение знаний о состоянии своего здоровья и всего коллектива ДОУ, формирование активной позиции
по сохранению и восстановлению здоровья;
- выяснение причин нарушения здоровья и проведение санитарно-гигиенических мероприятий, медицинских, педагогических и социальных мер направленных на коррекцию факторов риска, на предупреждение заболеваний;
- учет эколого-гигиенических факторов природной и микросоциальной среды обитания, влияющих на здоровье детей;
- организация периода адаптации к ДОУ, щадящего режима за счет сокращенного дня, увеличения времени пребывания на открытом воздухе в форме активных игр, использование общеукрепляющих средств;
санация хронических очагов инфекции детей и членов их семей, профилактика инфекционных заболеваний, сбалансированное питание, обогащенное природными витаминными комплексами добавками (соки, коктейли из овощей, ягод и фруктов, овощные криопорошки, фитопрепараты);
- использование немедикаментозных методов профилактики ( оптимизация условий воспитания и обучения, питания, физического воспитания, формирование навыков здорового образа жизни, применение фито- и аэрофитотерапии, природных препаратов, улучшающих обмен веществ);
- профилактические мероприятия в период сезонного повышения острой заболеваемости ( кварцевание помещений раз в день, ежедневная влажная уборка с применением дезинфицирующих средств, индивидуальная профилактика );
- организация летнего оздоровительного отдыха с максимальным пребыванием на улице и использованием природных источников здоровья в загородных условиях (открытые водоемы, разнообразные циклические упражнения в облегченной одежде в оптимальном двигательном режиме и др.);
организация оздоровительной работы в местных реабилитационных группах, профильных учреждениях и центрах, что позволяет охватить максимальное число детей, нуждающихся в оздоровительных мероприятиях, и делает работу намного эффективней.
Правильная организация воспитательно-образовательной и оздоровительной работы предусматривает строгое соблюдение возрастного режима занятий, построение занятий с учетом динамики работоспособности детей, рациональное использование наглядных пособий, обязательное выполнение гигиенических и санитарных требований, предъявляемых к помещения образовательных учреждений (режимы световой, звуковой и воздушный, цветовое оформление).
Среди множества факторов, оказывающих влияние на рост, развитие и состояние здоровья ребенка, движениям принадлежит едва ли не основная роль. От степени физической активности во многом зависят развитие двигательных навыков, успешность усвоения информации, память, восприятие эмоции и мышление. Применительно к детям особенно убедительно звучат слова французского врача Ж. Тиссо, сказанные им почти 200 лет назад: Движение таковое может по своему действию заменить любое средство, но все лечебные средства мира не могут заменить действия движения.
При организации двигательной активности (ДА) детей. включая и занятия по физическому воспитанию, должны преобладать циклические, прежде всего беговые (скорость 1,0—!,2 м/сек.), упражнения во всех видах ДА для тренировки и совершенствования общей выносливости— наиболее ценного оздоровительного мою качества. Поддерживает интерес к занятиям частая смена упражнений при многократной повторяемости и высокой моторной плотности (не менее 80%). Способствуют оздоровлению детей подвижные игры, организованные во время физкультурных занятий и прогулок на улице. Дети заинтересованно относятся к выполнению упражнений благодаря музыкальному сопровождению, эстетическому выполнению движений, достижению мышечного расслабления как необходимого компонента большинства музыкальных занятий и занятий по физической культуре.
для детей важно иметь хорошо развитую систему терморегуляции, позволяющую поддерживать постоянство температуры внутренней среды организма независимо от изменений в окружающей среде. Именно поэтому детей следует приучать не просто к низкой температуре, а к ее перепадам, попеременно воздействуя то теплом, то холодом, Принципы реализации системы эффективного закаливания сводятся к использованию контрастных воздушных и водных ванн и контрастного душа Именно эти методы способствуют развитию и совершенствованию системы физической терморегуляции в течение всей жизни, начиная с раннего возраста. Способствуют закаливанию циклические упражнения на открытом воздухе, хождение босиком, адекватная температурному режиму одежда детей. Ребенок, находящийся на открытом воздухе и не двигающийся какое-то время, должен быть одет так, чтобы испытывать ощущения зябкости. Температура воздуха в помещениях для детей до школьного возраста — 18—20’С в зависимости от большей или меньшей ДА детей (изменяется в обратном соотношении). Плавание в бассейне также способствует закаливанию при использовании контрастного душа до плавания и после окончания занятия. Анализ заболеваемости 563 дошкольников 3—б лет, получавших контрастные воздушные и водные процедуры, выявил снижение острых респираторных заболеваний за год на 29,7—54,2%.
Комплексное оздоровление детей, часто болеющих ОРЗ
Дети, часто болеющие ОРЗ, с функциональными нервно-психическими отклонениями, с повышенной реактивностью нервной системы не обладают достаточной устойчивостью к изменяющимся воздействиям среды. Основой работы с этими детьми является щадящий оздоровительный режим:
- создание благоприятного эмоционально-психологического микроклимата (доброжелательная форма общения детей и взрослых, создание условий для уединения ребенка с любимой игрушкой, книгой);
- увеличение — с учетом индивидуальных особенностей — продолжительности дневного сна (укладывание таких детей первыми и подъем последними) в спокойной обстановке
- строгое соблюдение общего режима со своевременной сменой различных видов деятельности и чередованием их с отдыхом, с использованием спокойных и подвижных игр в течение дня;
- в летний период года обеспечение максимального пребывания детей на воздухе с достаточной ДА и обогащением новыми умениями и навыками. В режиме дня рекомендуется использовать физические нагрузки различной интенсивности. Нагрузки большой интенсивности должны занимать 10—15% от всего времени двигательной деятельности детей. При этом частота сердечных сокращений (ЧСС) достигает уровня 150—170 ударов в минуту. Это может быть при организации подвижных игр, беговых упражнений, подскоков и т.п. Все физические упражнения проводятся в основном в режиме средней интенсивности. При этом для детей 3—4 лет ЧСС составляет 130—140 ударов в минуту, для 5—7-летних — 140—150 ударов. В первой половине дня рекомендуется шире использовать подвижные игры, элементы спортивных игр, пешеходные прогулки, экскурсии. В летнее время года утренняя гимнастика должна проводиться на свежем воздухе и включать помимо общеразвивающих движений медленный бег в течение З минут. Рекомендуются прогулки по маршруту и экскурсии для старших детей 1—2 раза в неделю продолжительностью не более 30—40 минут. Длина пути идя детей 4—5 лет — не более1,5 км; для детей 6—7 лет — не более 1,5—2 км в один конец. После каждых 10—15 минут пути следует устраивать остановки для отдыха продолжительностью 5 минут, а на конечном пункте — привал на 20—ЗО минут. На активную двигательную деятельность детей должно отводиться не менее 3,5—4 часов в день. Общая суточная ДА для детей 4 лет составляет 12 000—13 000 локомоций, 5 лет — 14 000—15 000, 6 лет — 15 000—16 000 локомоций. ДА при организованных формах
деятельности должна составлять 45—50%, т.е. 8000—9000 локомоций.
Воздух — самый доступный закаливающий фактор. Одежда во время прогулки
меняется в зависимости от погодных условий, а также времени дня, вида деятельности и индивидуальных особенностей детей.
Первые две—три недели (период адаптации), особенно в загородных условиях, дети должны одеваться теплее. По мере привыкания к этим условиям для поддержания эффекта от специальных закаливающих процедур одежда обычно облегчается.
При наличии чистого травяного покрытия или гладкого грунта дети могут принимать воздушные ванны и играть в подвижные игры босиком, что не только оказывает существенный закаливающий эффект, но и является профилактикой плоскостопия.
Для хождения босиком на каждой прогулочной площадке следует оборудовать специальную дорожку. Она может состоят из нескольких ящиков размером 50х80 ем, глубиной 8—10 ем. Ящики, заглубленные в грунт вплотную друг к другу, заполняют различными материалами — песком, мелкой галькой, керамзитом, камешками. Чтобы повысить эффект закаливания в теплые дни (22° С и выше), дорожку поливают водой, для чего рядом с ней устраивают фонтанчики.
В заключение можно сказать: все подходы к оздоровлению детей оказались обоснованными, но, по нашим данным, наиболее эффективным является применение комплекса мер, включающих как обязательный компонент систематическое контрастное воздушное и водное закаливание с доведением разницы температуры до 12-15С, длительные двигательные, преимущественно циклические, нагрузки умеренной интенсивности, приводящие к устойчивому поддержанию аэробного обмена вещества и выполнение психогигиенических норм. Все остальные способы являются вспомогательными и должны быть ( встроены) в систему обучения ребенка физической культуре. Главное навыки занятий физической культурой и закаливания в температурно-контрастной среде должны быть привиты в детском возрасте и стать со временем потребностью в здоровом образе жизни.